Дора Маар (Dora Maar)

Дора Маар (Dora Maar)

 

«Все, что у меня было, осталось от него. Все, чем я владела, – наполнено им. Я не могла вспомнить ни одного мгновения, ни одного места, в котором не был бы Пикассо. Все говорило мне о нем. Десять Хиросим могли лишь искоренить мою боль».

«После Пикассо только Бог?»

Дора Маар (настоящее имя Генриетта Теодора Маркович)  родилась 22 ноября 1907 года. Дочь француженки из Турени и архитектора хорватского происхождения, её детство прошло в Аргентине.

В 1920 году Дора  приехала в Париж, чтобы учиться живописи. Там же она увлеклась фотографией, познакомилась с великими Брассаем, Картье-Брессоном, Бретоном и другими фотографами. Некоторое время была ассистенткой Мана Рэя. Вскоре она сблизилась с французскими сюрреалистами и, выбрав себе псевдоним Дора Маар, стала «музой» этого авангардистского движения.

Любопытно, что слово Маар означает вулканический кратер без конуса, образовавшийся в результате одного сильного взрыва, не сопровождавшегося истечением лавы.

В 1935 году Дора Маар открыла собственное фотоателье. Ее фотомонтаж «Папаша Убю», показанный в 1936 году на выставке сюрреалистических объектов в парижской галерее, стал визитной карточкой не только сюрреалистической фотографии, но и сюрреализма вообще.

В 1936 году в парижском кафе «Две кубышки» красивая, черноволосая Дора Маар играла с ножом, положив на стол ладонь и вонзая острие между пальцами, у неё это получалось. Однако несколько раз задев острием кожу, она, словно не чувствуя боли, продолжала игру. Затем она надела на руки черные перчатки, которые впоследствии Пикассо хранил до самой смерти.

Именно здесь Поль Элюар и познакомил Маар с Пикассо. С этого момента Дора становится музой, другом, советчиком  и любовницей Пикассо на 9 лет.

Приступая к созданию «Герники», Пабло Пикассо попросил Дору снимать на фотопленку весь процесс работы над полотном. От тех нескольких недель в мае-июне 1937 года остались фотографии, которые сейчас хранятся в Музее Пикассо в Париже.

После войны Пикассо подарил Доре домик на юге Франции. Она не догадалась, что это прощальный подарок.

В 1945, после разрыва с Пикассо, Дору постиг нервный срыв, Пикассо поместил ее в психиатрическую клинику, где она, в частности, подвергалась лечению электрошоком. Пикассо не принимал обвинения окружающих в том, что это он довел Дору до такого состояния.

Дора Маар  на долгие годы затворилась в своей квартире, писала стихи и картины, была почти забыта. Пережив на четверть века Пикасо,  Дора Маар скончалась в июле 1997 года в 90-летнем возрасте в одиночестве и в бедности.

Подлинный масштаб самобытного художника и фотографа Доры Маар открылся лишь после смерти. Только тогда многие узнали, что Дора Маар незаслуженно осталась в тени гения Пикассо.

Ее квартира оказалась настоящим музеем — сокровищницей предметов ушедшей эпохи, в которой она, по сути, жила до конца своих дней. Это были картины, рисунки, фотографии, исторические сувениры

.