«Фототворчество России». Часть 1. В дореволюционной России.

«Фототворчество России».

История, развитие и современное состояние фотолюбительства. 1990

Часть 1. В дореволюционной России.

История любительской фотографии в России началась практически с изобретения светописи*.

Полковник Теремин был первым человеком в России, который сделал снимок Исаакиевского собора, экспонируя дагерротип в течение 25 минут.

Классик российского фотоискусства С.Л. Левицкий также начинал свой путь с любительских снимков. В 1943 году, будучи в командировке на Кавказе, он сделал серию пейзажей, лучшие снимки из которой отправил известному Парижскому оптику Шевалье, который в свою очередь выставил их на Парижской выставке.  Дагеротипы русского любителя удостоились медали. Это была первая награда в истории русской фотографии.

Разумеется, в то время позволить себе заниматься светописью могли только богатые люди. Среди фотолюбителей того времени были – граф Алексей Добринский, князь Сергей Сергеевич Гагарин, князь Грузинский и другие.

Любопытен тот факт, что слово  «светопись» ввел в обиход именно Левицкий, чем поначалу  вызвал страшное негодование среди журналистов и литераторов.

В 1839 году в Москве вышли первые книжки, разъясняющие «практическое употребление настоящего дагерротипа» и получение изображений по методу Тальбота.

В то время очень многие живописцы сменили кисти и палитру на камеру-обскуру. Известный петербургский художник Оже открыл собственное фотоателье и занялся изданием журнала «Светопись» (1858).

Во многих городах (не только в Москве и Петербурге, но и в провинции) появлялись первые фотокружки, возникли фотографические общества, которые стали центрами творческой жизни.

Обычно фотообщество выбирало определенный журнал, вступало с ним в соглашение.  В журнале печатались протоколы собраний общества и информация о его жизни.

В 1895 году РФО (Русское Фотографическое Общество) созвало « I съезд русских деятелей фотографии».

В 1896 году РФО устраивает в Москве фотографическую выставку. Которая размещается в залах Верхних Торговых Рядов на углу Красной площади и Никольской улицы.  Экспонентам будут вручены награды – золотые, серебряные и бронзовые медали. Каждому экспоненту будет выдан особый жетон в память  первой выставки, устроенной РФО.

Если рассматривать фотоаппараты того времени то, можно выделить две группы – ручные и штативные.  Штативные камеры по типу были примерно одинаковы.  А ручные делились на ящичные, складные и зеркальные. Ящичные были двух вариантов – с постоянным фокусом и переменным. У ручных камер затвор мог быть щелевым или центральным. Штативные камеры изготовлялись на размеры пластинок 9*12см и большие, ручные – начиная с размера 4,5*6см до 13*18см.

Наиболее удобными считались аппараты на размер 4 ½*6, 6*9 и 9*12.

Рекомендовалось снимать нескладными камерами, готовыми к съемке в любой момент, у которых настройка фокуса производилась с помощью вращения оправы объектива.

Практичной считалась зеркальная камера 6*9 или 9*9см.

К 900 годам РФО поразил кризис. На II съезде русских деятелей по фотографическому делу, было принято решение отменить присуждение наград на художественно-фотографических выставках. Большинство делегатов сошлось на том, что можно отмечать умение, искусность, но награждать за искусство нельзя, ибо тут нет степеней и рангов.

То, что российская светопись могла выступать, как искусство, русские мастера доказывали своими работами на международных выставках. Научная и прикладная фотография, занимавшая основное место в экспозициях прошлого века, уступила место художественной  – пейзажи, натюрморты, обнаженная натура, портреты.

Пик выставок в России приходится на 1905-1906 годы, затем выставочная жизнь затухает. Началась мировая война, приближалась революция.

Фотография приобретала новый смысл.

Обложка журнала «Повестки Русского фотографического общества в Москве». Выходил в 1905-1907 годах.

Общедоступное издание – книга «Практическое руководство по изучению фотографии для начинающих. 1896

Одна из первых книг по фотоохоте, изданных в России. 1913

Обложка журнала «Фотограф-любитель» март 1908.

Устав русского общества любителей фотографии в Москве, принятый в 1902году.

Журнал «Известия русского общества любителей фотографии», выпускался в 1903-1907 годах.

Журнал «Вестник фотографии», ежемесячное издание РФО в Москве. Выходил в 1908-1918 годах.

Л. Бунаков. Над прудом.

Снимок отмечен премией на первом свободном конкурсе журнала «Вестник фотографии» 1908.

М. Заболоцкий. Половодье.

Снимок отмечен похвальным отзывом на конкурсе журнала «Фотограф-любитель» 1908.

В. Белугин. Кофейница.

Снимок отмечен похвальным отзывом на конкурсе журнала «Фотограф-любитель» 1906.

А. Школьников. Рыболовы.

Снимок отмечен похвальным отзывом на конкурсе журнала «Фотограф-любитель» 1908.

А. Попов. Полночь.

Снимок отмечен первой премией на первом свободном конкурсе журнала «Вестник фотографии» 1908.

С. Сабашникова. В зимнем лесу.

Н. Армянский. Передовая статья. 1907

Е. Камзолкин. Окно. 1908

Интерьер выставки, организованной редакцией журнала «Фотографические новости», в зале Императорского общества поощрения художеств. 1911