Мартин Мункачи (Martin Munkacsi)

Мартин Мункачи (Martin Munkacsi)

Мартин Мункачи родился в 1896 году Колошваре (Австро-Венгрия) в небогатой семье. Отец Мартина работал маляром и подрабатывал фокусником. Уже в 16 лет Мункачи оставил родительский дом и уехал в Будапешт, где начал работать репортером. Однажды возникла необходимость сделать фото для статьи, так Мункачи стал фотографом. Очень скоро Мартин Мункачи стал популярным журналистом.

В 1927 году Мартин принимает решение переехать в Берлин, где работает в издательстве «Berliner Illustrirte Zeitung» и модном журнале «Die Dame». Именно в Германии к Мункачи пришла известность и признание, он стал популярным фотохудожником. Он много путешествовал по миру, побывал в Турции, Египте, Лондоне, Нью-Йорке, Либерии,на Сицилии, в объектив его камеры попадали люди разных социальных слоев и национальностей, он снимал на улицах, пляжах, фермах, аэропортах. Свой самый знаменитый снимок «Три мальчика на озере Танганьика» он сделал во время одного из своих путешествий по Ливии.

Именно этот снимок произвел неизгладимое впечатление на Картье-Брессона: «Внезапно я осознал, что фотография позволяет в одном мгновении запечатлеть вечность. Этот снимок – единственный, который повлиял на меня. Здесь так много напряжения, спонтанности, радости жизни, удивления, что даже сегодня он все ещё продолжает шокировать меня».

Не только на Картье-Брессона произвел впечатление этот снимок. Ричард Аведон под впечатлением от него создал знаменитый снимок «Женщина с зонтиком». И это не единственный пример вдохновения, подаренного Мункачи другим фотографам.

В 1934 году из-за распространения нацизма Мункачи иммигрировал в США, где получил должность главного редактора журнала «Harper’s Bazaar». С тех пор Мункачи начал работать в жанре фэшн-фотографии. Среди его моделей были такие знаменитости как Кэтрин Хепберн, Лесли Ховард, Джин Харлоу, Джоан Кроуфорд, Джейн Расселл, Луи Армстронг и многие другие.

Именно он начал снимать моделей вне студий, освободив их от фиксированных стандартных поз, тем самым произвел революцию в фэшн-фотографии.

Однако, к большому сожалению, к концу своей жизни фотограф стал невостребованным и был забыт обществом. Он умер в бедности в Нью-Йорке 13 июля 1963 года.

Работы мастера разошлись по миру, сейчас есть только два места, где они хранятся в некотором количестве. Это архив «Ullstein» в Берлине и коллекция гамбургского профессора Гундлаха.

В последние годы интерес к творчеству Мартина Мункачи возрос, выставки-ретроспективы проходят во многих странах мира, а мастера считают одним из самых великих фотомастеров XX века.